Category: наука

Category was added automatically. Read all entries about "наука".

Адам Смит, который привел меня к Марксизму.

Читаю, точнее сейчас слушаю аудиокнигу, Адам Смит, Исследование о причинах богатства народов и понимаю, что именно этой книги мне не хватало.

Я еще того поколения, которые в школе изучали основы марксизма. Кое что помню. "Общественный характер производства противоречит частно-капиталистическому присвоению", " гибель капитализма и победа пролетариата неизбежны...",
"Цена отражает труд затраченный на производство товара".

Потом случилась перестройка, в результате которой нам вдруг стало известным, что оказывается, в США было 460 автомобилей на тысячу жителей а у нас в конце восьмидесятых только 62. Я задавал этот вопрос историку в последних классах. Он с трудом отвечал мне, ему было трудно отстоять прежние постулаты о том, что в капиталистических странах трудящимся живется плохо.

Марксизм был забыт до определенного времени. Затем я дважды изучал экономическую теорию в западных трактовках, в 1999-2000 и в 2005-2006 ну и даже разобрался со многими вещами, однако некоторые слабые стороны остались.
Например теория экономических кризисов. Наш преподаватель в 1999 объяснял кризис капиталистические тем, что, дескать, ресурсы прирастают неравномерно и в какой-то момент определенного ресурса не хватает, экономика нуждается в охлаждении, в некотором остывании. Теория складная, но не совсем. Современная западная теория теперь вообще мало внимания уделяет кризисам, считается, что с ними можно справляться при помощи денежной политики, что в общем-то нам США демонстрируют. Они прекрасно вышли из кризиса 2008. Чета там ФРС мутило, то вверх, то вниз, но в итоге разобрались.

И вот теперь эта старая книжка, изданная впервые в 1776 году, открывает мне глаза на многое, чего я раньше не понимал.

Во-первых, Адам Смит много внимания уделяет разделению труда. Он приводит яркие примеры о том, что один работник мастеровой может изготовить 10 булавок в день, а на мануфактуре с разделением труда на каждого работника приходится выпуск несколько тысяч булавок в день.

Во-вторых, он много рассказывает про преимущество водного сообщения, тоже на ярком примере, что 6 человек на шхуне перевозят 200 тонн груза за неделю при том, что если на телегах перевозить, то нужно 60 человек на два месяца задействовать.

Из двух этих факторов он выводит стройную теорию о том, что мануфактурное и промышленное производство развивалось в первую очередь в районах, имеющих доступ к спокойным морям, каким является Средиземное, затем вдоль больших рек и, только в последнюю очередь, двигается вглубь суши. Потому что товары с суши привозить невыгодно и производители там не могут в полной мере воспользоваться разделением труда.

В-третьих, он говорит о стоимости товаров, много рассуждает о цене и сводит все к объему труда потраченного на эти товары. Кстати, рассуждая о ставках на рынке труда он делает интересный и важный вывод, что те профессии, которыми люди хотят заниматься из категории социально одобряемых, обычно не приносят должного дохода или низкооплачиваемы.

Я когда читаю, слушаю его, то понимаю, что все или почти все я это уже слышал от нашего историка, когда он рассказывал про развитие промышленности Европы и все это было преподнесено как марксисткое видение.
Эта книжка и является тем корневым дальним источником, в котором Марксизм, Политическая Экономия и современная западная Экономическая Теория соединяются.

Теперь уже по-новой начинаю вспоминать марксизм и понимаю, что объяснение Маркса касательно экономических кризисов было более обоснованным и похожим на то, что происходило в реальности, по-крайней мере в 30-е годы прошлого века. Маркс предсказал великую депрессию и кризис в Германии и Европе, которые привели, не к победе коммунистических идей, как думал Маркс, а сначала к фашизму и только потом к социализму.
Объяснение простое с точки зрения даже современных теорий. Поскольку рыночная сила работодателя выше, то он добивается большего для себя, то есть недоплачивает рабочим, присваивает больше излишка. У работодателя таким образом стимул развивать производство товара, он нанимает больше рабочих и использует больше машин, инвестирует в производство.
Но, поскольку у рабочих плата не растет так быстро, то они же ведь одновременно являются потребителями, спрос тоже не успевает расти. В итоге предложение сильно опережает спрос. Маркс называл это кризисом перепроизводства.

Как только капиталист видит, что спрос упал, то он сокращает рабочих и снижает почасовую оплату, что еще больше подрывает спрос. Так начинается замкнутый круг, при котором товары вроде бы есть, но никто их не хочет покупать, потому что потребители боятся, бедны, нет денег. Немцы в такой ситуации не нашли ничего лучше для себя, чем довериться Гитлеру, который действительно смог разрубить этот порочный круг, просто стимулируя спрос, отойдя от классических капиталистических ценностей.

Мы сейчас в России, рискну предположить, имеем такой кризис. Спрос упал и люди боятся тратить деньги, в результате производство тоже страдает и люди еще более боятся за свои рабочие места и будущие доходы.

К чему я это? Если действительно у нас наступил кризис перепроизводства или недостаточного спроса, то это, по-видимому, надолго.

Второе, более важное.
Коль скоро мы понимаем, что развитие экономик в старые времена происходило в местах с удобными водными путями сообщения, то нам логично прекратить попытки рассуждать о нашей истории с нотками сожаления. Сожаления о том, что поздно началось промышленное развитие, что поздно освободили крестьян и так далее. Россия развивалась настолько успешно, насколько это было возможно на этой материковой территории вдали от торговых путей. И, соответственно, все эти русофобские и славянофобские теории о якобы более продуктивной культуре протестантов или англо-саксов теряют всякие основания. Они были продуктивны потому что находились в определенном месте в определенное время, а не потому что религия как-то влияла на производительность.

И здесь я готов даже немножко зайти дальше в переоценке. По-видимому, современная теория о том, что демократия как-то сильно влияет на экономическое развитие, слегка или даже не слегка преувеличена. Демократия, по-всей видимости, это следствие, а не причина ускоренного или замедленного роста. Бытие определяет сознание, а не наоборот.






Про червячков, которые могут есть пластики.

В журнале Yale Scientific 4 ноября появилась статья, в которой рассказывается о том, что мучные черви, будучи помещенными в закрытый контейнер и оставленными без всякой другой пищи, кроме куска пенопласта, с голодухи стали кушать пенопласт. В день сто червяков съедали 37 граммов этого считавшегося совершенно несъедобным материала. Причем они не просто его выгрызали и пропускали через себя, но они его реально перерабатывали, 48% углерода из материала переводили в углекислый газ а оставшиеся 49% переводили в какашечки. Открытие поразило ученых.

Коллега из Ростова на Дону Сергей Сапон еще несколько лет назад описал подобный случай. Червяки съели полиэтиленовый мешочек, будучи помещенными в аналогичные условия. Тоже было бы открытие, но обычно открытия наших скромных российских коллег проходят тихо. Мало кто им верит и ими интересуется.

Почему это очень важно? Коль скоро накапливаются доказательства, что определенные бактерии в пузиках у червяков могут перерабатывать кажущиеся совершенно несъедобными пластики, то теория нового способа переработки, заключающегося в размоле хвостов мусоросортировочных станций, о котором я писал ранее, получает свое подкрепление в этих новых исследованиях.

Перевод указанной статьи вы можете посмотреть здесь на сайте Переработка отходов

червяки едят полистирол

ОЗПП: Потребителям навязывают псевдобиоупаковки

9 сентября 2014 года, в 11:00 на площадке ИА «Интерфакс» состоялась пресс-конференция на тему «Последствия широкого распространения в России упаковки из биоразлагаемого пластика для потребителя». - такая новость появилась. Союз по защите прав потребителя оспаривает целесообразность перехода на "биоразлагаемые" пластики. Я согласен с их позицией.

Я стараюсь не покупать те пакеты, которые в магазине нам втюхивают как биоразлагаемые.
Не вижу смысла в том, чтобы один вид мусора менять на другой. Да, в эти полиэтиленовые пакеты добавлены стеараты металлов, ускоряющие деструкцию. Если такой пакет подвергнуть солнечному излучению, то в присутствии кислорода он действительно разложится на вещества, которые уже будут доступны для съедения микроорганизмам. Это доказано. Но, во-первых, в условиях свалки солнечного излучения нет. Во-вторых, кислород в теле полигона не в достатке, а про процесс разложения оксибиоразлагаемых пакетов в бескислородной среде ничего не известно. Без кислорода никак молекулы не разрушатся и катализаторы деструкции не сработают. Только вред от таких пакетов, они загрязняют собою потоки полимера и портят бизнес рисайклерам, сегодняшним и будущим.

Какие дороги нужны Москве в первую очередь?

Почему до сих пор нет науки, которая бы системно изучала дорожные пробки, механизмы их возникновения, транспортное поведение людей и способы разруливания всего этого?

Пришел к власти Собянин и сказал, что четвертое транспортное кольцо -  неэффективный проект, лучше построить хорды, а чем аргументировал? Я вообще не слышал какой либо аргументации, кроме дороговизны четвертого транспортного. Дороговизны по сравнению с чем? В пересчете на какой показатель хорды показались эффективнее?
Ничего подобного не прозвучало, решение принято на интуитивном уровне. Я вообще думаю, что четвертое траспортное зарубили по Закону Льва.  Лев при захвате прайда убивает всех львят, потому что он не хочет выращивать чужих детей, ему нужны свои дети, свое потомство как можно скорее. 4ТК было ребенком Лужкова, за что и было убито.

Collapse )

Переработка шин, покрышек, отработанный РТИ в жидкое пиролизное топливо, пиролиз, реактор.

Материал о практическом опыте изготовления пиролизных установок для переработки отходов.

Оригинал взят у suslovm в Переработка шин, покрышек, отработанный РТИ в жидкое пиролизное топливо, пиролиз, реактор.
Опишу изготовление и работу небольшого реактора по переработке отработанных шин, был задуман как экспериментальный для отработки параметров и экспертизы топлива.
Collapse )

Механика эксперимента.

Оригинал взят у ecostrat в Механика эксперимента.
Как именно мы собираемся провести эксперимент, описанный в http://ecostrat.livejournal.com/14632.html?

Для размола мусора мы намерены использовать шаровую мельницу. Сергей Николаевич ранее много экспериментировал с подобными мельницами и мы считаем, что такой тип мельниц оптимальным для размола мусора.
Collapse )

Вся информация, полученная в результате эксперимента, будет описана в научной статье, которая будет опубликована в соответствующем журнале.

цветы в горшках
Итого на выходе эксперимента будут собраны данные, которые позволят предлагать этот проект потенциальным инвесторам, готовым построить работающее производство на базе технологии размола. Собранные параметры позволят рассчитать бизнес план для этого.

Такой вот план, рады выслушать предложения, критику, замечания касательно плана и всего проекта.

Биохимическая революция в переработке отходов

Позавчера в Крокус Экспо состоялось мероприятие, семинар, посвященный шведскому опыту обращения с отходами.

В числе прочих выступал Маркус Норстром из технического исследовательского института из города Готебург в Швеции. Короткое выступление состоялось уже в конце, когда народ подустал и, полагаю, большинство людей в аудитории вовсе не поняли, о чем он говорил.  А говорил он, не больше, не меньше, об исследованиях по созданию новой экономики, в которой биохимические процессы будут заменять привычные нефтехимические производства.

Маркус пытался рассказать об исследованиях по конвертации различной шелухи, отходов лесопиления и бумагоделательных предприятий, всего, что содержит целлюлозу, в сахара. Удивительно, но в рамках десятиминутной презентации, он пытался также рассказать о том, почему это интересно и перспективно, привел список продуктов, начиная от молочной кислоты и заканчивая пластиками, которые можно получать из сахаров.

После презентации я подошел к нему, спросил, пробовали ли они перерабатывать макулатуру. Макулатуру они не использовали, но с целлюлозой работали. Понятное дело, в Швеции, где уровень обычной переработки макулатуры составляет 65%, а то, что не пошло на переработку, попадает в сжигание, вопрос о биохимической переработке именно макулатуры пока не стоит. Другое дело у нас, у нас четыре миллиона тонн бумажных отходов направляются на свалку каждый год, где при разложении вносят свой вклад в образование свалочного газа и фильтрата, то есть тех основных загрязнителей, которые собственно и делают свалки неэкологичным решением по утилизации.

Над Челябинском бабахнул термоядерный взрыв?

Размышлял над взрывом, который произошел. Если метеорит был небольшой, то как так получилось, что сила взрыва оценивается в 30 Херосим? Как могло так получиться, что выделилось огромное количество энергии ниоткуда? Возможное объяснение можно найти, если предположить, что это был не метеорит, а комета. Впрочем, такое мнение уже высказывалось. Комета - это ведь куски льда и мелкие метеоритики. Влетев в атмосферу с огромной скоростью, куски льда начали разогреваться, вода испарилась, затем распалась на ионы.  Ионы водорода продолжали разогреваться и никонец достигли тех критических температур, при которых их кинетическая энергия выше, чем сила взаимного отталкивания ядер. Двигаясь, одно ядро столкнулось с другим, соединившись, они образовали атом гелия, при этом выделилось огромное количество энергии которое привело к нагреву других частиц, которые также, сталкиваясь, стали образовывать гелий. Пошла цепная реакция, которая и привела к взрыву. Такая вот версия. Она объясняет, почему такой мощный взрыв и почему ничего не нашли.

Вторичный полиэтилен для дорог.


asfalt

29 января в МАДИ прошла ежегодная конференция Ассоциации исследователей асфальтобетона. Было много интересных докладов, в том числе
рассказывалось об опыте рециклинга того асфальта, который снимают с верхнего слоя. Все вы видели эти фрезеровальные машины. Я всегда был убежден, что весь асфальт, который снимается, идет в повторную переработку путем смешивания с новым. Оказывается, сейчас это не совсем
так. Есть технические сложности, ухудшение качеств гравия, старение битума. В общем, целая научная проблема.

Применительно к рециклингу бытовых отходов интересно следующее: Я уже писал про то, что полиэтилен может быть использован для улучшения свойств покрытий, так вот, на конференции тема применения полимерных добавок активно обсуждалась.

Один из старейших и самых уважаемых профессоров, профессор Харьковского автомобильно-дорожного университета Золотарев Виктор Александрович в своем выступлении упомянул успешный опыт по внедрению полимерной добавки Elvaloy от компании DuPont.

ассоциация исследователей асфальтобетона

Многие выступающие говорили или упоминали так называемое полимерно-битумное вяжущее. Представитель государственной компании Автодор, доктор технических наук Илиополов Сергей Константинович в своем выступлении сказал, что они стремятся все дороги делать на полимер-битумном вяжущем, и поставил вопрос о том, чтобы, не только верхний слой, но и несущий и нижний слои делать из такого связующего, потому что доказано, качество дорог улучшается.

Collapse )

Про полиэтилен, как добавку, никто ничего не говорил, в российском автодорожном мире этот вопрос пока не стоит. Хотя полиэтилен не предает покрытию свойство эластичности, такое как СБС, полиэтилен оказывает не менее ценное влияние на свойства:

Во-первых, он расширяет температурный диапазон, то есть уменьшает температуру стеклования битума и увеличивает температуру размягчения. То есть не образуются трещины при низких температурах и не размягчается покрытие под солнцем, что является одной из основных причин колеи.

Collapse )

Если идея расширения использования вторичного полиэтилена кажется Вам интересной, жмите Лайк.